Интересные места Киева



Липки - историческая местность в центре Киева.

Липки расположенные между улицами Михаила Грушевского, Банковой, Лютеранской, Академика Богомольца, переулками Виноградным и Крепостным. Липки является частью Печерского района Киева.


Название происходит от липовой аллеи, насаженной в середине 18 века вокруг Кловского дворца и вдоль нынешней улицы Липской. Аллея была вырублена в 30-е годы XIX века, в ходе интенсивной застройки Липок. В 1752 году на Липках построили Мариинский дворец, — киевскую резиденцию императрицы Елизаветы.  С середины 19 XIX - начала XX века Липки были преимущественно местом поселения киевских богачей и аристократов. В настоящее время Липки является престижным для проживания местом в Киеве.

Во времена царской России Липки считался районом фешенебельных особняков высопоставленных царских сановников и аристократии. В советское время здесь были расположены жилые дома номенклатурных работников, а в прилегающих улицах - основные учреждения государственной власти.

Липки славятся архитектурными шедеврами, такими как, «Дом с Химерами» архитектора Городецкого, здание Национального банка Украины, «Шоколадный домик» и ряд других киевских «жемчужин».

Дом с химерами — кирпичное здание в стиле модерн, расположенное в столице Украины, Киеве. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на фасаде дома, так и внутри его), тематика которых — наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.

Здание расположено в Печерском районе на улице Банковой, 10, напротив Администрации Президента Украины. Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901—1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства выбрал над крутым обрывом по Банковой улице, на бывшем берегу осушенного Козьего болота. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля.

Дом используется в качестве резиденции Президента Украины с весны 2005 года согласно постановлению правительства. Является памятником архитектуры

Внешний вид «Дома с химерами» породил ряд легенд.

Согласно первой легенде, Городецкий построил этот дом в память о своей дочери, которая из-за несчастной любви покончила жизнь самоубийством, бросившись в воды Днепра то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви, от этого в оформлении так много морских мотивов. Однако, как было установлено, Елена Городецкая (в замужестве Яценко) во время строительства дома была жива и здорова и умерла гораздо позже своего отца.

Вторая легенда гласит, что Городецкий построил дом, заключив с известными архитекторами Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем пари, что он за два года сможет построить здание, используя новые по тем временам материалы: цемент и бетон. На что Александр Кобелев сказал ему:

«Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея».

Через два года Городецкий представил архитекторам свой дом и выиграл пари.

Согласно третьей легенде, перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились — их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.

Также существует легенда, согласно которой дом строил не Городецкий, а Николай Добачевский. Эта легенда опровергается тем, что на всех чертежах дома стоит подпись Городецкого.

Национальный банк Украины  расположен в весьма примечательном двухэтажном здании по адресу: Киев, ул. Институтская, 9. Оно было сооружено в 1905 году. В то время его декор считался очень необычным, и здание сразу попало в киевские открытки. Архитектурный стиль – смесь северно-итальянской готики и флорентийского ренессанса.

Любопытно, что на протяжении всего своего существования этот дом не изменил назначения. Даже при советской власти здание будущего НБУ было главным финансовым учреждением Украины.

Дом № 17/2 на ул. Шелковичной - бывший особняк известного купца и мецената Семена Семеновича Могилевцева построен в 1901 г. талантливым архитектором Владимиром Николаевичем Николаевым и назван киевлянами «Шоколадным домом» за характерный цвет и богатый декор фасадов. Дом построен на участке, принадлежавшем ранее баронам Икскюль-Гильденбандтам и выкупленном в 1898 г. С.С.Могилевцевым.

Особняк представляет собой двухэтажное здание с большим подвалом и мансардой над пристройкой. Композиционное и планировочное решение дома типичны для богатых особняков конца XIX - начала XX вв. Архитектурное решение главных фасадов, обращенных в сторону улиц Шелковичной и Пилипа Орлика, оформлено в стиле итальянского ренессанса. В градостроительном облике Киева "Шоколадный дом" является едва ли не единственным примером постройки такого типа. Общая система построения фасадов отличается монументальностью и пышностью. Крупный, со сколотой поверхностью руст облицовки, очертания окон, выступающий карниз, декоративная отделка - все это является стилизацией архитектурных форм флорентийского дворца - палаццо Питти, возведенного в первой половине ХV века. Внешний облик здания сохранился до наших дней почти в своем первоначальном виде.

С 1918 г. по 1941 г. и с 1948г. по 1960г. в помещениях дома находились различные государственные учреждения, с 1960г. по 1982г. в здании размещался Центральный дворец бракосочетаний.
В 1983-86гг. и в 1991-93гг. произведена частичная реставрация внутренних помещений и фасада «Шоколадного дома». Но, к сожалению, реставрационные работы в доме не были завершены.

С января 2010 года после расчистки залов от строительного мусора «Шоколадный дом» открыл свои двери для киевлян и гостей столицы в статусе «Детской картинной галереи» – филиала Киевского национального музея русского искусства.
В настоящее время здесь проводятся художественные выставки, концерты классической музыки, детские праздники, лектории по истории искусства для детей и взрослых, экскурсии по залам особняка и другие культурные мероприятия.
Адрес: м. Киев, ул. Шелковичная, 17/2

 

Подо́л  — исторический район Киева в составе Подольского района, получивший своё название из-за расположения у подножия киевских холмов на берегу Днепра.

Во времена Киевской Руси на Подоле находились основные торговые и ремесленные сооружения.

До наших дней на Подоле сохранилось много архитектурных и исторических достопримечательностей, которые пополняются новыми археологическими находками.

Среди наиболее известных достопримечательностей Подола — Киево-Могилянская академия, речной порт, особняк российского императора Петра I, Флоровский монастырь и Покровский монастырь, восстановленный храм Богородицы-Пирогощи, городской фуникулёр, фонтан Самсона, гостиный двор.

Главной связующей Подол с верхним городом улицей на протяжении столетий являлся Андреевский спуск.

Киевский фуникулер - экзотический рельсовый транспорт, в 1905 г. напрямую соединивший Подол с Верхним городом. Стал вторым в Российской империи после одесского. До сооружения фуникулера с Почтовой площади к Михайловской по склону Владимирской горки вели только извилистые тропинки и деревянные лестницы, что создавало значительные транспортные трудности для горожан. Фуникулер был идеальным решением, позволявшим перевозить людей и грузы на небольшое расстояние по крутым склонам. Строительство велось два года средствами Бельгийского акционерного общества, владевшего в Киеве монополией на трамвай и конку. Оборудование и тележки вагонов были произведены в Швейцарии.

Сейчас путешествие на фуникулере в одном направлении длится около 3 минут, а интервал движения в дневное время не более 7 минут. Стоимость проезда аналогична стоимости проезда в городском общественном транспорте. Ежедневно фуникулер перевозит от 10 до 15 тысяч пассажиров.

-  Разница высот между станциями: 75 м;

-  Длина трасс: 222 м;

-  Уклон: 18-20°;

-  Вместимость вагона: 100 чел, сидячих мест – 30;

- Скорость: 2 м/с.

Удивительное это место - Андреевский спуск. Растиражированная в бесчисленном множестве кинофильмов, живописных полотен, акварелей, гравюр, описанная многократно в романах, повестях, стихах и песнях, эта улица только кажется знакомой, и всякий раз завлекает и увлекает, преподнося неожиданные сюрпризы.
Андреевский спуск пролегает от Владимирской и Десятинной улицы к Контрактовой площади.
Верхняя часть Андреевского спуска образовалась на пути, который уже со времен Киевской Руси связывал Старый Киев (Гору) с Подолом, пролегая между Андреевской и Замковой горами.
В 1711 г. по приказу киевского губернатора проезд между Замковой и Андреевской горами был расширен, и он стал пригодным для пользования не только для пешеходов и всадников, но и для проезда запряженных конями и волами телег.

Название Андреевской спуск получил от имени Святого Андрея Первозванного.

Андреевский спуск называют киевским Монмартром. В любой день, в любую погоду вы всегда увидите здесь множество художников, которые демонстрируют свои работы, образцы прикладного искусства - украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое.
На Андреевском спуске много небольших баров и кафе, где можно отдохнуть. На спуске царит атмосфера конца 19 - начала 20 ст.

Улица славится тем, что в дома №13 жил писатель М.О.Булгаков, автор романов "Белая гвардия", "Дни Турбиних". В этом доме расположен музей Булгакова.
На Андреевском спуске также работает уникальный Музей одной улицы. В этом музее собраны вещи (картины, фотографии и т.п.), связанные с историей Андреевского спуска.

Особый шарм и индивидуальность придают Андреевскому спуску выставленные на продажу картины и изделия народных мастеров. Радуют глаз многочисленные украшения, вышиванки, декоративная посуда и множество других приятных сувениров. Несомненно, для любителей антиквариата представляют интерес предметы старины: монеты, граммофонные пластинки, книги, открытки, фотоаппараты…

От Андреевского спуска можно подняться на гору Уздыхальницу и на Фроловскую гору. А сам спуск начинается от подножья Андреевской горы, которую украшает жемчужина всех киевских храмов – Андреевская церковь. Именно гора и церковь дали название нашей знаменитой улице. Виды, открывающиеся с окрестных гор, воистину чудесны.

Как изысканный бриллиант  венчает произведение искусства ювелира, так Андреевская церковь венчает знаменитый и полный истории Андреевский спуск. Произведение великого Бартоломео Растрелли, было спроектировано по заказу императрицы Елизаветы в 1748 г. в лёгком и изящном стиле барокко. Расположилась Андреевская церковь на старокиевской горе, где в давние времена стоял языческий идол Перун, а апостол Андрей первозванный стоя на этой горе, предрёк великое будущее построенному тут городу.

С 1968 года Андреевская церковь стала филиалом государственного музея «София Киевская», в 2008 году церковь передаётся в ведение Украинской Автокефальной церкви,  сейчас в ней проводятся регулярные службы. 

На строительство церкви было потрачено 23500  глиняных кирпичей, 28977 пудов гвоздей  20 листов золота.

Многие любят старый советский фильм « За двумя зайцами», но не многие знают, что сцена с женитьбой Прони Прокоповы и Голохвастова снималась на ступенях Андреевской церкви.

Площадь Независимости является центральной площадью Киева, именно тут проходят наиболее важные события.

Любопытно, что в X веке на этом месте было болото, которое люди называли Перевесищем. Несколько столетий позже – в XVIII-XIX в. тут был пустырь, на котором находились остатки оборонительных валов. В 1868 г. Николай Закревский писал, что на этом месте находится базарная площадь Козье болото.

Позже площадь начали облагораживать, несколько раз менялось ее название: Крещатицкая площадь, Думская, Советская, площадь Калинина, площадь Октябрьской революции и пр.
В 1961 г. на площади была построена гостиница «Украина». В 1977 году на площади были фонтаны и памятник Ленину.
Современное название Майдан Независимости получил в 1991 году после провозглашения независимости Украины. Ровно через 10 лет – в 2001 на площади был установлен монумент в виде белой колонны, увенчанной девушкой с веткой калины в руках. Монумент является символом независимости страны.

Под площадью находится большой торговый центр – «Глобус». На Майдане также можно увидеть здание Главпочтамта и статую архистратига Михаила.

 

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.

При Ярославе Мудром территория города активно разрасталась, что требовало возведения новых оборонительных укреплений — возводятся мощные валы с армированными деревянными клетями, глубокие рвы. Город Ярослава Мудрого окружали земляные валы общей протяжённостью 3,5 километра, проходили они по нынешним улицам центра Киева — от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославов вал до Золотых ворот, спускались до площади Независимости (где стояли Лядские ворота) и снова поднимались вверх к Михайловской площади.

Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.